Вопрос о создании металлургической базы на европейском севере России ставился ещё в конце гражданской войны. Для строительства завода исследовался ряд площадок: Череповец, Лодейное Поле, Аниенский мост и другие. Ленинградско-мурманская экспедиция под руководством академика И. П. Бардина в довоенные годы рекомендовала для размещения завода город Череповец.
20 июня 1940 года И. В. Сталин и В. М. Молотов подписали постановление №1066-417с «Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР».
Несмотря на секретность начавшихся работ, 21 сентября 1940 года в газете «Индустрия» появилось сообщение о том, что Гипромез приступил к составлению проекта нового металлургического завода, который намечено построить в городе Череповце.
На протяжении нескольких лет, вплоть до Великой Отечественной войны, продолжались споры о местоположении северо-западного завода.
27 января 1944 года артиллерийский салют возвестил об освобождении Ленинграда от 900-дневной блокады, а два месяца спустя Государственный комитет обороны принял постановление о восстановлении промышленности и городского хозяйства северной столицы. В связи с этим возникает вопрос о возобновлении со второго квартала 1945 года строительства Череповецкого металлургического завода.
16–18 апреля 1946 года Совет по изучению производительных сил Академии наук СССР заслушал отчёт Ленинградско-Мурманской экспедиции и пришел к выводу, что «основные вопросы сырьевой и топливной базы северо-западной металлургии исследованы и подготовлены в такой степени, которая позволяет приступить к проектированию Череповецкого завода и одновременно к подготовительным и строительным работам на площадке».
30 декабря 1947 года И. В. Сталин подписал постановление: «О строительстве Череповецкого металлургического завода и рудно-сырьевой базы для него».
Много сложностей выпало на долю проектировщиков и первостроителей, пока 24 августа 1955 года из доменной печи не вырвался огненный поток металла, ознаменовавший рождение Череповецкого металлургического завода.